Стратегии построения ответа на экзамене
Существует мнение, что экзамен — это лотерея. Тогда как можно объяснить тот факт, что некоторые ученики сдают экзамены почти всегда, успешно, а другие часто "проваливаются"? И это почти при одинаковом уровне подготовленности.
Очень важно правильно выбрать стратегию построения ответа. Вам могут быть полезными следующие рекомендации:
- Учитывайте учительский стереотип: "Сильные идут первыми", Если преподаватель настроен позитивно, лучше идти первым или в конце — среди "троечников".
- Если предыдущий ученик ответил на "3" или "2", продемонстрируйте прямо противоположный стиль ответа.
- Проявляйте уверенность в поведении, а не в высказываниях, т. е. не говорите: "Это элементарно" и т. д. У преподавателя может возникнуть желание доказать вам, что в его науке ничего элементарного нет.
- Начинайте с хорошо известного вопроса. Если начинаете со 2-го вопроса, не спрашивайте разрешения, не демонстрируйте незнание.
- Владея общими знаниями, ко многим выводам можно прийти самостоятельно.
- Конкретные цифры и даты лучше влияют на экзаменатора.
- При переписывании со шпаргалки снижается объем памяти.
- Слушайте предыдущих отвечающих — так вы можете узнать необходимый вам материал.
- Соотношение вашего ответа и высказываний экзаменатора должно колебаться в пределах 75-80% — 20-25%. Если дополнения преподавателя будут занимать больше 25%, у него может появиться ощущение, что отвечал он, а не вы. Естественно, хорошей оценки у вас не будет.
- Если экзаменатор поставил шутливый вопрос, то вы просто обязаны не только посмеяться, но и поддержать его шутку.
- Речь должна быть выразительной:
а) акцентируй важные слова;
б) изменяйте темп речи;
в) меняйте тон голоса (не допускайте монотонности);
г) не забывайте о своем внешнем виде;
д) следите за мимикой;
е) контролируйте свои жесты.
- Если лицо экзаменатора "каменеет", но он не делает замечание, попробуйте с помощью риторических вопросов найти свою ошибку и попробовать перейти к диалогу.
- Если вы чувствуете, что вам делают необъективные замечания (придирки), то не спорьте, а подчеркните, что всё дело не в незнании, а в недостатке времени для подготовки ответа.
Если вы чувствуете, что задан провокационный вопрос (заведомо ложный), то не оспаривайте его и не соглашайтесь, а попробуйте уточнить, попросить пояснения.